О научной школе

Год основания:

2002

Цели:

Развитие идей онтологического подхода в изучении современных социально-психологических явлений в области социальной психологии, конфликтологии и управления. С одной стороны, данный подход объясняет, как человек познает социальный мир, в котором он живет, и выявляет механизмы конструирования этого мира в сознании субъекта. С другой стороны, как этот второй ирреальный мир функционирует и может опосредовать деятельность и социальное поведение людей в изменяющемся мире.

Основными задачами научной школы являются:

  1. Дальнейшая разработка и углубленное изучение теоретических и методологических основ онтологического подхода в психологических исследованиях.
  2. Реализация совместной исследовательской деятельности руководителя и членов научного коллектива по формируемой ими проблематике прикладного характера в области управления, образования, политики.
  3. Дальнейшее развитие понятийного аппарата научной школы.
  4. Разработка авторских методик и психологического инструментария, адекватного теоретическим положения научной школы и задачам прикладного характера.
  5. Применение авторских методик и нового психологического инструментария в изучении многообразия видов социального мира субъекта в современных условиях.
  6. Формирование профессиональной готовности аспирантов и молодых исследователей к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.
  7. Разработка концептуальных моделей и научно-исследовательских программ по оказанию практической помощи участникам научной школы в реализации ими инициативных экспериментальных работ.

Основное содержание проводимых школой исследований:

Способствовать развитию и дальнейшему внедрению в практику научно-исследовательской деятельности онтологического подхода, который позволяет по-новому осмыслить и выявить закономерности функционирования онтологической реальности. Полученные результаты позволяют строить модель исследования социального поведения, которая, опираясь на обоснованный онтологический подход, позволяет выявлять специфику различных типов социального поведения. Соотношение номотетического и идиографического подходов позволяет разработать типологию субъектов изменяющегося мира, что дает возможность прогнозировать их поведение и строить на этой основе программу работы специалиста.

Углубленное изучение теоретических и методологических основ онтологического подхода в психологических исследованиях. Реализация совместной исследовательской деятельности руководителя и членов научного коллектива по формируемой ими проблематике прикладного характера. Дальнейшее развитие понятийного аппарата научной школы.

Разработка авторских методик и психологического инструментария, адекватного теоретическим положения научной школы. Применение авторских методик и нового психологического инструментария в изучении многообразия видов социального мира субъекта в современных условиях. Формирование профессиональной готовности аспирантов и молодых исследователей к самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности.

Разработка концептуальных моделей и научно-исследовательских программ по оказанию практической помощи участникам научной школы в реализации ими инициативных экспериментальных работ.

Научная новизна:

Научная новизна определена целями и задачами научной школы, а именно:
Впервые принципиальным основанием исследования социального поведения является соотношение номотетического и идеографического способов проведения исследования, что является попыткой преодоления методологического разрыва, существующего между этими подходами и может способствовать дальнейшему развитию социально-психологических исследований с учетом этого основания. Впервые применен онтологический подход при исследовании механизма конструирования социального мира человека, который выявил, что процесс взаимодействия человека и мира способствует формированию непротиворечивой модели поведения субъекта в изменяющемся мире. Применение онотологического подхода позволяет использовать результаты исследования в научно-обоснованной социально-психологической деятельности психолога.